Rambler's Top100
На главную Поиск Контакты
АТМОСФЕРА ДЛЯ РОЖДЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ

Рассылка
новости
публикации
НМ рекомендует
анонс номера
 

№4, 2011
№4, 2011
29.04.2011
В открытом доступе
просмотров: 1180
комментариев: 0

Игра для миллионов

Американская компания Zynga создала новый класс компьютерных игр для пользователей социальных сетей


Для сотен миллионов людей по всему миру жизнь сегодня немыслима без социальных сетей. Они часами просиживают за компьютерами, чтобы общаться с друзьями, с большинством из которых никогда не встречались в реальном мире, обсуждать важные вопросы и главное – чтобы не чувствовать себя одинокими. Нельзя ли совмещать такое времяпрепровождение с компьютерной игрой – еще одним популярным способом отдохнуть и расслабиться? В ответ на этот вопрос американский венчурный предприниматель Марк Пинкус создал в 2007 году компанию Zynga, которая занялась разработкой игр для онлайн-сообществ. Сейчас в игры Zynga ежедневно играют миллионы людей, а количество зарегистрированных игроков превысило 300 млн. Эксперты сравнивают компанию с такими столпами интернет-бизнеса, как eBay, Google и Facebook.




Своя игра


Игра – дело серьезное. А компьютерные игры – мощная индустрия с миллиардными годовыми оборотами, в которой представлены сотни компаний. Казалось бы, незанятую нишу здесь найти невозможно, однако 40-летнему Марку Пинкусу, профессиональному венчурному предпринимателю, это удалось. Первым в отрасли он обратил внимание на социальные сети Facebook и MySpace, делавшие тогда, в 2006 году, свои первые шаги.

«В те времена, когда Пинкус и его коллеги только разрабатывали концепцию асинхронной онлайн-игры, в которую можно играть с друзьями из реального мира, сама эта идея казалась сырой и экзотичной. А предложенная система дистрибьюции с опорой на малоизвестные социальные сети выглядела весьма рискованной, – вспоминает Фред Уилсон, венчурный инвестор из Нью-Йорка, сотрудничавший с Марком Пинкусом с середины 90-х. – Марк обращался то к одному, то к другому инвестору, но никто не предлагал подходящих условий. Всех отпугивало отсутствие у него опыта в области компьютерных игр»1.

Но Марк Пинкус не был новичком в онлайновом бизнесе. Свою первую интернет-компанию Freeloader, занимавшуюся поиском информации в глобальной сети, он основал еще в 1994-м, вскоре после окончания Harvard Business School, и через семь месяцев продал за $38 млн. Затем более 10 лет его основным бизнесом была Support.com, фирма по разработке бизнес-приложений, проданная после успешного IPO. В 2003 году Пинкус основал Tribe.net – прообраз современных социальных сетей, но тогда этот опыт оказался неудачным, и компания, которая не смогла привлечь значительного числа пользователей, была по дешевке продана корпорации Cisco. В 2006 году поиском инвесторов для нового бизнеса занимался уже не 20-летний «компьютерный вундеркинд», а зрелый 40-летний предприниматель, познавший и сладость успехов, и горечь неудач.

Однако репутация у Марка Пинкуса была неоднозначной. В Силиконовой долине он прославился несносным характером и постоянными трениями с инвесторами, которых старался не подпускать к управлению бизнесом. Некоторые инвестиционные фирмы открыто называли его неуправляемым и не желали иметь с ним дел. У Пинкуса не было по этому поводу никаких комплексов, но время шло, а деньги все не появлялись. Средств же, предоставленных Фредом Уилсоном и еще несколькими друзьями, хватило бы на год работы, не более.

Тем не менее Марк Пинкус был убежден в перспективности своей идеи. «Создавая Tribe.net, провалившуюся раннюю предтечу Facebook, я увидел, что пользователям для поддержки отношений в социальной сети нужно чем-то заниматься совместно. И, когда Facebook объявила об открытии платформы для третьих сторон, я тут же ухватился за этот шанс. Хотелось дать людям возможность играть вместе»2.

Так и не дождавшись серьезной поддержки со стороны венчурных инвесторов, в июле 2007 года Марк Пинкус основал компанию, которую назвал Zynga, в честь своего любимого английского бульдога. Изображение этой собаки стало логотипом компании. В том же месяце Zynga предложила пользователям Facebook и MySpace первую игру – «Техасский покер».

В принципе, в онлайновом покере к тому времени не было ничего нового. Еще в начале 2000-х в интернете начались турниры по покеру с реальными ставками. Но Zynga предложила нечто новое. Прежде всего ее вариант «Техасского покера» предусматривал широкий выбор опций. Пользователь мог пару раз перекинуться в карты со случайными партнерами, мог присоединиться к своим друзьям по игре, мог одновременно играть за несколькими столами и наконец – принять участие в турнире с реальными призами, вплоть до поездки в Лас-Вегас для победителя и трех его друзей. При этом, играя, можно было общаться по сети с партнерами, заводить знакомства, договариваться о встречах. Игра мгновенно завоевала популярность в социальных сетях. Количество зарегистрированных исчислялось миллионами.

Но вопрос с финансированием в Zynga тогда еще не решили, поэтому первоочередной задачей Марка Пинкуса был скорейший выход на прибыльность, пока не истекли средства, полученные в качестве первоначальной инвестиции. В принципе, «Техасский покер» был платной игрой. Участникам нужно было приобретать фишки, еще они могли покупать виртуальные подарки для друзей и разные предметы для оформления своих игровых мест. Однако для скорейшего наращивания доходов Пинкус, как он позднее признавался, шел на весьма неблаговидные поступки. «Я знал, что могу полагаться только на себя, поэтому деньги мне были нужны немедленно, сейчас, – рассказывал он. – Мы нуждались в каждом долларе, чтобы иметь возможность построить реальный бизнес»3.

Компания завышала цены на игровые фишки, немного мошенничала, обчищая завсегдатаев виртуального казино, размещала на своем сайте рекламу мобильных услуг с высокой стоимостью. Заработанная тогда плохая репутация до сих пор вредит Zynga, хотя подобную практику она давно прекратила – как только получила от группы инвесторов $29 млн на дальнейшую раскрутку бизнеса в середине 2008 года. К тому времени компания уже была прибыльной, о чем с гордостью неоднократно вспоминал Пинкус. «Мы начали сами делать деньги, до того как получили их от инвесторов, – заявил он в одном из интервью. – И я считаю, что способность стоять на ногах без внешних подпорок намного усиливает позицию на переговорах. С инвесторами лучше говорить на равных, а не как проситель»4.

Полученные средства Марк Пинкус вложил в приобретение YoVille – еще одной компьютерной игры для пользователей Facebook. Ее участник обзаводился игровым персонажем, находил для него виртуальную работу, покупал дом и предметы обихода, общался с друзьями, с которыми мог играть в некоторые примитивные игры наподобие крестиков-ноликов. По­пулярность и возможности YoVille были весьма ограниченными, однако на ее основе Zynga впоследствии создала целую серию игр (FarmVille, FishVille, FrontierVille, CityVille), побивших все рекорды популярности.

В каждой из них пользователь получает небольшой участок, на котором нужно построить город, ферму, потом надо обзавестись живностью и т.д. Но, в отличие от SimCity, «Цивилизации» и других пошаговых стратегий, эта игра проходит в реальном времени – нужно регулярно присматривать за своим хозяйством, чтобы оно не пришло в упадок. В некоторой степени это напоминает игрушку тамагочи, тоже безумно популярную в свое время. Впрочем, мода на социальные игры Zynga пока не думает проходить.


Свое хозяйство


В портфеле Zynga сегодня около 20 продуктов. Все они позволяют игроку постоянно ощущать себя частью сообщества. Одни из них прямо предназначены для группового времяпрепровождения – тот же «Техасский покер» или «Мафия», некоторые «кланы» в которой насчитывают тысячи участников. Другие ориентированы на тех, кто предпочитает самостоятельно работать в своем виртуальном хозяйстве с возможностью общения и кооперации. Например, в FarmVille, где нужно строить ферму, сажать различные культуры, снимать урожаи и разводить животных, очень важную роль играет взаимодействие с соседями, от общения с которыми в немалой степени зависит игровое благосостояние. Точно так же в CityVille игрок, управляющий виртуальным городом, должен сотрудничать со своими соседями-конкурентами.

В отличие от покера, игры серии Ville бесплатные для большинства пользователей. Компания получает прибыль за счет сравни­тельно небольшого числа участников (1–2%), которые покупают за реальные деньги игровые бонусы, оснащают свои виртуальные фермы тракторами, возводят постройки, приобретают экзотические породы скота. Почти все это можно получить и в ходе обычной игры, не тратя деньги, но для этого, как говорится, нужно приложить усилия. Учитывая, что в самые популярные игры Zynga играют более чем по 200 млн зарегистрированных пользователей, компании хватает и пары процентов фанов, тратящих на свое любимое развлечение по несколько десятков долларов в неделю. В 2010 году доход Zynga превысил $500 млн.

В чем заключается эта невероятная по­пулярность социальных игр? Марк Пинкус считает, что в мире социальных медиа сейчас идет настоящая революция сразу в нескольких направлениях. Во-первых, люди начинают привыкать к получению информации небольшими порциями (например, во время перерывов, в транспорте и т.д.). Они отвлекаются на несколько минут на какое-то развлечение, а затем снова возвращаются к основной деятельности. Во-вторых, интернет в последние годы выполняет всё ярче выраженную социальную функцию. Современное западное общество атомизировано, это общество индивидуумов, каждый из которых живёт в собственном, тщательно охраняемом мирке. Facebook и другие социальные сети дают возможность комфортного и зачастую анонимного общения, для которого не нужно покидать свой «дом-крепость». Социальные игры, предлагаемые Zynga, этому соответствуют, чем и объясняется их широкое распространение.

Ещё один серьезный стимул для игроков – возможность похвастаться своими успехами. В рамках некоторых игр можно отправлять друзьям сообщения о выходе на очередной уровень и помогать им добиваться таких же результатов. В се­редине 2010 года руководство Facebook даже стало ограничивать отправку подобных сообщений, поскольку их стало чересчур много, а около 6 млн пользователей этой сети, уставших постоянно получать реляции, объединились в группу под красноречивым названием: «Мне нет дела до вашей фермы, или вашей рыбы, или вашего парка, или вашей мафии!».

Такому интересу к своим играм Zynga обязана прежде всего Facebook, но отношения между компаниями никогда не были безоблачными, даже несмотря на то что основатель Facebook Марк Цукерберг играет в FarmVille, а Zynga вносит немалый вклад в рост популярности этой сети. По данным Wedbush Securities, порядка 20–30% посещений Facebook приходится именно на игровые сеансы. «Большинство людей считает, что Facebook без этих игр не стал бы таким феноменом», – заявляет аналитик из Wedbush Майкл Пахтер5. Однако в начале 2010 года между компаниями вспыхнул конфликт, вызванный требованием Facebook, чтобы все покупки в играх осуществлялись за ее виртуальную валюту – «кредиты», с перечислением 30% дохода в пользу Facebook. В мае 2010 года Facebook и Zynga достигли компромисса, условия которого не оглашались, и заключили новое партнерское соглашение на пять лет.

Впрочем, этот инцидент показал Марку Пинкусу, что не стоит складывать все яйца в одну корзину. В последние несколько месяцев Zynga подписала также контракты с Apple, Yahoo и Google (от нее получено более $100 млн. дополнительного финансирования). Сейчас игры Zynga доступны в качестве приложений для смартфонов Android и iPhone. Кроме того, компания приняла меры по интернацио­нализации своего бизнеса. В 2010 году она создала ряд подразделений за пределами США (например, в Индии, Ирландии, Китае и Японии), а также подготовила варианты самых популярных своих игр на нескольких языках (русский в этот перечень пока не входит).

Наблюдатели характеризуют Марка Пинкуса как весьма жесткого бизнесмена, умеющего хорошо «толкаться локтями». Кроме всего, из-за феноменального успеха у Zynga, которую иногда сравнивают с Google и Microsoft, появилось много недоброжелателей и завистников. Но ее репутация и в самом деле оставляет желать лучшего. Компанию часто обвиняют в том, что она не создает оригинальные продукты, а крадет идеи у конкурентов, которых потом выбрасывает из игры благодаря своему тесному сотрудничеству с Facebook, обеспечивающей Zynga дистрибьюторскими каналами. Как заявляет, в частности, Ник Сэйнт, создатель интернет-издания Business Insider, у каждой из популярных игр Zynga был предшественник.
Так, до появления FarmVille существовала похожая игра FarmTown, а Mafia Wars – по сути, копия более ранней Mob Wars, и их разработчики несколько месяцев судились с Zynga, пока не достигли мирового соглашения6. По интернет-источникам ходит байка, что Марк Пинкус якобы прямо заявил на одном из совещаний: «Мне вовсе не нужны никакие ин­новации! Вы не умнее, чем ваши конкуренты. Просто копируйте то, что они делают, и мы будем зарабатывать на этом деньги»7.

Тем не менее было бы неверным представлять Zynga некой «империей зла», бессовестно обдирающей конкурентов. Сотрудники, хорошо знакомые с Марком Пинкусом, признают, что тот не всегда следит за своей речью и в запале может брякнуть такое, что, как говорится, ни в какие ворота не лезет. Но на самом деле в основе успеха компании – каждодневный кропотливый труд, постоянное совершенствование игр, сбор подробнейшей информации о предпочтениях пользователей и система управления, основанная на наделении сотрудников широкими правами и ответственностью.


Своя компания


Создавая в 2007 году Zynga, Пинкус хорошо знал свои преимущества и недостатки. Его неуживчивый характер (с первого места работы, консалтинговой компании, Марка уволили за строптивость) к 40 годам несколько смягчился, однако он осознавал, что не слишком хорошо подготовлен для управления большим коллективом. В компаниях, которыми он руководил до Zynga, насчитывалось по несколько десятков сотрудников, но социальные игры, по его мнению, были куда более перспективным и многообещающим бизнесом. Поэтому Пинкус занялся повышением своей управленческой квалификации.

«В последние пять лет я очень сильно интересовался вопросами менеджмента, – рассказывал он в интервью в конце 2010 года. – Я искал возможности для общения с ведущими топ-менеджерами мирового уровня и, когда мне удавалось договариваться о встречах, просто засыпал их вопросами. Как выглядит их календарь? Как часто они беседуют с менеджерами высшего звена, которые отчитываются напрямую перед ними? Встречаются ли они один на один или проводят групповые совещания? Меня интересовали абсолютно все аспекты управления крупными современными компаниями, и я всегда искал возможности пополнить свои знания об этом»8.

Микроменеджмент не был сильной стороной Марка Пинкуса, и тогда он предложил для Zynga концепцию широкого делегирования полномочий и ответственности. По его мнению, в небольшой фирме руководитель может отслеживать работу каждого подчиненного, но, когда персонал исчисляется сотнями, это невозможно. Тогда, если это не под силу одному генеральному директору, почему бы не иметь в компании много генеральных директоров?9 «Каждый из вас должен быть CEO в своей работе, независимо от того, в чем она заключается, – говорил он сотрудникам. – Надо, чтобы ваш босс мог целый год не проверять вашу работу, а затем посмотреть на сделанное вами и быть в восторге от результатов»10.

Каждый сотрудник Zynga должен не бояться брать на себя ответственность и ощущать свой вклад в достижение общих целей, которые в компании определяются и обнародуются ежеквартально. Все это предъявляет повышенные требования и к менеджерам, и к рядовым служащим и делает рекрутинг одним из важнейших аспектов бизнеса компании, тем более что за последние два с половиной года она приняла на работу около тысячи человек. Каждый потенциальный кандидат подвергается тщательной проверке. Проводится детальное тестирование, проверяются его контакты в Linkedin и социальных сетях. Работу и профессиональный уровень каждого новичка кадровики Zynga отслеживают постоянно, измеряя результаты каждые полгода. Любое увольнение становится предметом для рассмотрения. Каждого человека, по той или иной причине уходящего из компании, просят подробно описать причины своего решения, чтобы это могли в дальнейшем учесть специалисты по HR.

При этом компания обеспечивает своим сотрудникам достаточно высокий уровень дохода и предоставляет весьма щедрый социальный пакет, включающий, в частности, полную медицинскую страховку, продолжительный отпуск (который мало кто использует полностью), посещение спортивного зала, массаж, акупунктуру в офисе. Всем сотрудникам предоставляются бесплатные обеды, приготовленные квалифицированными поварами. Марк Пинкус, хорошо помнящий времена своей молодости, когда он с коллегами, днюя и ночуя в офисе, питался пиццей и чипсами, считает, что в его компании люди должны есть хорошо и вкусно, тем более что совместные трапезы сближают и способствуют сплочению коллектива.

Марк Пинкус выделяет четыре требования к менеджерам. Во-первых, у них должна быть предпринимательская жилка – умение решать проблемы, искать идеи и получать от этого удовольствие. Во-вторых, они должны уметь руководить людьми, легко находить с ними общий язык и подчинять свои амбиции командным интересам. Характерно, что в первые два года в компании действовал запрет на общение с прессой, чтобы не создавать лишнего ажиотажа и не слишком проникаться достигнутыми на то время успехами. Только в 2009 году Марк Пинкус и другие сотрудники Zynga начали давать интервью. В-третьих, руководитель должен уметь правильно расставлять приоритеты. «В каждой команде в любой момент наберется десяток идей, от которых все в восторге, – говорит Марк Пинкус. – И главная проблема – выбрать из них две или три, на которых стоит сосредоточиться»11. И наконец, в-четвертых, менеджер Zynga должен хорошо разбираться в предмете, в данном случае – в компьютерных играх. Да и любому сотруднику компании нужно уметь говорить на одном языке с клиентами, понимать их потребности и проблемы.

Впрочем, понимание запросов пользователей поставлено в компании на уровень точной науки. «Мы помешаны на информации, мы измеряем абсолютно все», – утверждает Марк Пинкус, и это, пожалуй, не преувеличение12. Ежедневно Zynga собирает до петабайта (тысяча терабайт) всевозможной информации, для обработки которой используется более 20 тыс. серверов. Эти данные включают практически все аспекты, связанные с потребительским поведением. Кто играет в какие игры? Как долго длится средний сеанс? Какие виртуальные подарки пользуются спросом, а какие нет? На что игроки тратят деньги или игровые кредиты? Компания ищет и находит ответы на такие вопросы и с их учетом выстраивает свою продуктовую политику. В Zynga ведется несколько десятков исследований, направленных на уточнение предпочтений игроков. Разным целевым группам предлагают испытать различные новинки – от тестирования новых уровней в игре до самых незначительных (другой цвет игрового поля, изменение шрифтов, отдельных элементов дизайна и т.д.), и каждая реакция фиксируется и тщательно изучается. Удачные находки мгновенно внедряются, неудачные идеи отбрасываются без лишних хлопот и затрат. Благодаря этому компания постоянно совершенствует свои игры, не тратя времени на предварительную проверку тех или иных концепций.

Сложно сказать, как долго продлится нынешний бум в области социальных игр. Но пока что Zynga стремительно развивается. Ее доходы и прибыль растут как на дрожжах, а эксперты уже изучают феномен социальных игр. Как бы то ни было, но одно из почетных мест во всемирной истории интернета Zynga уже себе обеспечила.



1 The Most Innovative Companies in 2010: 9. Zynga, Fast Company, январь 2011
2 Mark Pincus, Zynga CEO, Goes On Charlie Rose, Social Times, 30. 12. 2009
3 Zynga CEO Mark Pincus: «I Did Every Horrible Thing In The Book Just To Get Revenues», TechCrunch, 06. 11. 2009
4 Will Zynga Become the Google of Games? The New York Times, 24. 07. 2010
5 Will Zynga Become the Google of Games? The New York Times, 24. 07. 2010
6 Why Zynga ticks off the games industry, CNet News, 12. 04. 2010
7 Former Zynga Employees Talk About Copying Games for Mark Pincus’ ‘Evil’ Online Empire, SF Weekly, 07. 09. 2010
8 Leveling Up Your Staff: Zynga’s Mark Pincus on Entrepreneurial Companies, Fast Company, 27. 10. 2010
9 Zynga’s Pincus Says Teamwork Trumps Talent In Business, ReadWriteWeb, 01. 02. 2010
10 Life lessons from Zynga founder Mark Pincus, Insight & Integrity, 20. 01. 2010
11 Leveling Up Your Staff: Zynga’s Mark Pincus on Entrepreneurial Companies, Fast Company, 27. 10. 2010
12 Zynga’s Mark Pincus: «We are data junkies», Vator News, 27. 09. 2010




Тайм-менеджмент 60minut.info


Оценить статью
 
 
Оставить комментарий
Имя:
Комментарий:
Ваш логин

Пароль

Регистрация