Rambler's Top100
На главную Поиск Контакты
АТМОСФЕРА ДЛЯ РОЖДЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ

Рассылка
новости
публикации
НМ рекомендует
анонс номера
 

№2, 2008
№2, 2008
08.02.2008
В открытом доступе
просмотров: 3173
комментариев: 1

Креатив в активе



>Гонка за креативом

Как устранять помехи творчечтву на работе и способствовать появлению идей

>Креативность как функциональная обязанность

Методы повышения креативности сотрудников

>Творческая тренировка

Как развить в себе креативность: упражнения для руководителя

>Типичные ошибки при развитии креативности

>Что почитать?





>ГОНКА ЗА КРЕАТИВОМ

Как устранять помехи творчечтву на работе и способствовать появлению идей

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
Многие руководители не осознают, что сами установили правила игры, препятствующие раскрытию творческого потенциала подчиненных. Наиболее распространены такие помехи креативному мышлению:

  • стратегические. Сотрудники видят, что независимо от типа и степени сложности задачи руководство желает получать одно-единственное решение. Поэтому они даже не стремятся придумывать альтернативные варианты;
  • ценностные. Всему персоналу известно, что руководство поощряет послушание и не приемлет отклонений от установленных норм поведения и правил выполнения работы. А значит, большин­ст­во сотрудников придерживается принципа «тише едешь – дальше будешь»;
  • барьеры восприятия. Руково­ди­тели, сосредоточенные на деталях, сковывают инициативу и творческий потенциал подчиненных. Вместо того чтобы рассматривать задачу в контексте достижения корпоративных целей, сотрудники фокусируются на последовательности действий в рамках принятых инструкций. Разумеется, о проявлении инициативы здесь не может быть и речи;
  • субъективные. Некоторые руководители считают, что подчиненные не имеют права на ошибку, и готовы наказывать их за малейшую оплошность. Из боязни ошибиться сотрудники стараются подавлять свои желания экспериментировать с нестандартными идеями;
    Чтобы стимулировать креативность подчиненных, руководитель может воспользоваться различными методами. Однако первое, что необходимо сделать, – это обратить внимание на свой управленческий стиль. Чем меньше в нем авторитаризма, тем выше вероятность того, что ваши подчиненные имеют возможность проявлять творческие способности. Проверьте, характерно ли для вас такое поведение:
  • экспериментируете с новыми моделями и способами управления;
  • никогда не наказываете подчиненного, если он попытался выполнить свою работу альтернативным методом, но не преуспел;
  • поощряете желание сотрудников участвовать в совещаниях, встречах с клиентами и получать информацию из других источников; 
  •  не боитесь передавать полномочия подчи­ненным;
  • тратите часть своего времени на исследование внешней среды и возможностей, связанных с ее изменениями.
    Чем меньше у вас утвердительных ответов, тем важнее пересмотреть свой стиль управления, если вы хотите повысить креативность подчиненных. Стимулировать творчество в коллективе помогут такие рекомендации:
  • не критикуйте идеи, озвучиваемые подчиненными в вашем присутствии;
  • советуйте сотрудникам, которые делятся с вами своими идеями, как эти идеи можно усовершен­ствовать; 
  •  награждайте подчиненных за хорошие идеи. Причем не только тех, кто предлагает большие идеи, но и тех, у кого всегда есть множество ма­леньких предложений;
  • озвучивайте на совещаниях нестандартные идеи и поощряйте сотрудников высказывать мнения, противоречащие сложившемуся в компании порядку вещей;
  • составляйте и регулярно обновляйте перечни проблем, которые нужно решить. Распространяйте эти перечни среди подчиненных и просите дополнять их и предлагать варианты решения обозначенных проблем;
  • возьмите на вооружение фразы-«помощ­ники» идей и откажитесь от фраз-«убийц» идей (табл. 1).


Препятствовать проявлению креатива может и организационная структура. Если в вашей компании рядовые сотрудники отделены от руководства множеством иерархических уровней, а все процессы максимально формализованы, то подчиненным трудно доносить свои идеи наверх. Когда преобразовать структуру невозможно, необходимо упростить циркуляцию обратной связи так, чтобы сотрудники видели, что их идеи не теряются, а доходят до руководства и рассматри­ваются.

Тест: Насколько креативен ваш коллектив?
Оцените свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по шкале от 0 (абсолютно не согласен) до 4 (полностью согласен).


В ПОГОНЕ ЗА ИДЕЕЙ
Креативной атмосферы в коллективе, небюро­кратизированной оргструктуры и лояльного к «инакомыслию» руководителя, увы, недостаточно для рождения гениальных идей. Необходимо также направлять творческую энергию сотрудников и контролировать процесс генерирования идей. Для этого руководитель может воспользоваться различными методами, самый очевидный из которых – всем хорошо известный мозговой штурм на заданную тему. Он позволяет находить необычные, неожиданные идеи при минимуме затрат, особенно когда необходимо нестандартное решение проблемы.

 
Идеи по улучшению продукта или услуги можно получить, обратившись к методу инверсии. Собрав подчиненных, поставьте перед ними вопрос, противоположный тому, ответ на который нужно найти. Например: вы хотите повысить эффективность работы сервисного центра компании. Спросите у подчиненных, как можно снизить степень удовлетворенности клиентов. Фиксируйте все предлагаемые «вредные советы» (например, не перезванивать клиентам, грубить, принимать на работу некомпетентных людей и т.д.). В результате вы получите готовый перечень характеристик и действий, недопустимых в работе сервисного центра. Метод инверсии позволяет сотрудникам увидеть то, чего они не заметили бы, отвечая на прямой вопрос.


Чтобы получить идеи по созданию нового продукта (а также по улучшению имеющегося), можно воспользоваться методом SCAMPER. Он сводится к обдумыванию ряда вопросов по таким категориям:

  • замена (substitute): какие составляющие продукта или процесса его создания (материалы, исполнители и др.) можно заменить; что именно стоит заменить в продукте, чтобы он стал лучше; что произойдет, если вместо какого-то элемента использовать другой;
  • комбинирование (combine): каким образом можно объединить имеющиеся продукты или их отдельные элементы, чтобы получить в результате новый продукт; какие материалы, процессы, продукты или их составные части можно комбинировать; какие сотрудники способны наиболее эффективно работать вместе; кого можно перевести с одного участка работы на другой; как при этом достичь синергетического эффекта;
  • адаптация (adapt): можно ли те или иные элементы продукта адаптировать к выполнению других функций, и что для этого нужно сделать; 
  •  модифицирование (modify): как можно видоизменить элементы продукта; что будет, если изменить его характеристики (цвет, размеры, форму и т.д.); 
  •  применение (put to another use): как можно применить имеющийся продукт для других целей; на какие другие рынки можно было бы выйти и что для этого пришлось бы изменить в продукте; 
  •  устранение (еliminate): как упростить продукт (какие его элементы убрать); что вышло бы в результате; как можно было бы использовать полученную модификацию; 
  •  противоположность (reverse): что получилось бы, если бы какой-то из элементов продукта функционировал наоборот; какие элементы можно было бы заменить на противоположные.


Такой анализ даст массу идей для модификации существующих и создания новых продуктов.
Придумывать новые продукты и создавать интересные комбинации существующих товаров и услуг можно также с помощью морфологического анализа. Вместе с сотрудниками составьте список атрибутов (это могут быть свойства, параметры, элементы и т.п.) проектируемого товара или услуги. Нарисуйте таблицу и внесите все эти атрибуты в первую строку (табл. 2). В столбцы запишите возможные виды и характеристики каждого атрибута (чем больше, тем лучше).
На основе информации, представленной в таблице, можно составлять всевозможные комбинации атрибутов и получать идеи для создания нового товара или услуги.


Вам остается оценить, какие идеи представляют интерес, а какие – нет.
Когда нужно решить серьезную бизнес-проблему (к примеру, падение продаж или снижение лояльности клиентов) можно использовать рефрейминг. Этот метод помогает посмотреть на задачу с разных сторон и придумать оригинальные идеи и решения. Например, руководитель хочет понять, почему новый товар продается плохо. Вопросы для подчиненных он может сгруппировать по таким категориям: 

  •  Продукт. Что не так с продуктом: не возникают ли проблемы при эксплуатации; привлекателен ли он внешне, не слишком ли высока цена? 
  •  Планирование. Корректно ли составлен бизнес-план; правильно ли определена целевая аудитория; эффективна ли применяемая стратегия продаж? 
  •  Потенциал. Какие технологии помогут достичь высоких продаж; какого максимального уровня продаж можно добиться? 
  •  Клиенты. Как они воспринимают наш продукт; считают ли его качественным; по каким критериям делают выбор не в пользу нашего продукта?

Идеи, которые выскажут сотрудники, отвечая на эти и подобные вопросы, руководитель сможет использовать при разработке плана дальнейших действий.
Существует еще один вариант метода рефрейминга – оценка проблемы с точки зрения людей разных профессий. Руководитель поручает подчиненным играть разные роли и выслушивает их мнения по обсуждаемой проблеме, фиксируя появляющиеся идеи.


Метод провокаций способствует генерированию идей, выходящих за рамки привычных моделей мышления и особенно полезен в тех случаях, когда вы хотите создать новый товар или начать новый бизнес. Суть метода заключается в высказывании необычных, на первый взгляд даже несуразных предложений и обдумывании способов извлечения из них выгоды. Например, владелец магазина, сдающего напрокат DVD-диски, предлагает подчиненным обсудить такую идею: клиенты не должны платить за диски, которые они берут напрокат. Вопросы могут быть такими: 

  •  Какие последствия повлечет за собой это из­менение? (Отвечающие, наверное, скажут, что, поскольку магазин не будет зарабатывать на прокате дисков, нужно будет придумывать альтернативные источники прибыли.) 
  •  Какую выгоду можно извлечь из этой ситуации? (В магазин будет приходить все больше и больше людей.) 
  •  Какие действия нужно предпринять, чтобы такое изменение стало выгодным? (Возможно, собственнику стоит размещать в магазине рекламу на платной основе, или продавать попкорн, конфеты, пиццу и другую еду, которую люди покупают, когда собираются смотреть фильм, или давать бесплатно фильмы тем посетителям, ко­торые согласятся за­полнить анкету маркетингового исследования – такую услугу можно выгодно предлагать маркетинговым компаниям.)
    Перечень вопросов необходимо расширять максимально, чтобы собрать как можно больше идей и принять взвешенное решение.

Руководитель, стимулирующий креативность подчиненных, должен быть готовым не только к тому, чтобы получать идеи, но и воплощать их в жизнь. Иначе, не видя результата, сотрудники просто перестанут что-либо предлагать. Согласно статистике, японские компании реализуют 90% идей своих сотрудников. Американские – 38%. А как в вашей компании?


>КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Методы повышения креативности сотрудников

Выделение креативной организационной единицы (чаще ее называют научно-исследовательским подразделением). В Украине такая практика распространена пока еще не столь широко, как в крупных корпорациях на Западе. Для успешного функционирования такого отдела необходимы «оранжерейные» условия: неограниченность во времени, обеспеченность материальными ресурсами, благоприятная окружающая среда (неформальный дизайн офисного помещения, расположение офиса в живописном месте) и т.п.


Мозговой штурм. Это наиболее известный и распространенный метод генерации идей. Именно по­этому о нем необходимо сказать. Его высокая эффективность признана во всем мире, однако не стоит сбрасывать со счетов ее краткосрочность. Мозговой штурм помогает решить конкретную проблему, внесенную в повестку дня. Но проведение подобного собрания не гарантирует того, что сотрудники будут подходить креативно и к другим задачам (вне тематики мозгового штурма).


Развивающие тренинги. По сравнению с мозговым штурмом они имеют более долгосрочный эффект. Их положительная специфика заключается в том, что большинство методик, призванных развивать креативное мышление, рассчитаны в основном на индивидуальное развитие сотрудников, к тому же без привязки к определенной тематике. Такие занятия помогают определить в компании «креативные узлы», то есть конкретных креативных специалистов или небольшие группы таких сотрудников, рассмотреть навыки креативности, наиболее характерные для них, подобрать способы их взаимодействия и взаимодополнения – и таким образом активизировать творческий потенциал каждого сотрудника и компании в целом.

Стимулирующие указания руководства. При­ме­ня­ющий этот метод руководитель заставляет сотрудников волей-неволей задумываться над усовершен­ствованием продукта, взаимодействием с потребителем и бизнес-процессами в целом. Так, например, в одном крупном украинском машиностроительном холдинге (где мне довелось работать) начальник отдела маркетинга требовала от нас «три идеи каждую пятницу». Результат: мы были сами искренне удивлены количеству приходящих в голову идей.
Конечно, чтобы такие указания воспринимались сотрудниками адекватно и не стали простой формальностью, нужно соблюдать как минимум два правила: 
 

  • указания давать в твердой, аргументированной и вместе с тем доброжелательной, вдохновляющей форме. Умение это делать – компетенция хорошего руководителя любого уровня;
  • обязательно внедрять наиболее конструктивные предложения. Как показывает практика, сотрудники готовы генерировать идеи, не видя их развития и применения, не больше трех месяцев.

Существует ряд навыков, которые способствуют креативному мышлению. Каждый из них можно развивать.
Пространственная ориентация. Этим навыком особенно хорошо владеют художники. Он позволяет видеть явления и процессы разнопланово и по-новому их воспринимать.
Методы развития пространственной ориентации бывают различного уровня сложности и применяются в зависимости от степени ее развитости у человека. Один из самых простых – метод Роршаха или «метод кляксы», который заключается в том, что в совершенно случайном чернильном пятне нужно попытаться разглядеть какие-то смысловые образы. Еще один несложный метод – мысленное построение фигур; немного сложнее – запоминание взаимного месторасположения большого количества предметов. Интересно, что развивающий эффект оказывают компьютерные игры, которые строятся на использовании 3D-графики.


Запоминание. Значение памяти, пожалуй, очевидно: она позволяет хранить и в нужный момент использовать всевозможную информацию из разных сфер (личная жизнь, детские песни, крылатые фразы из фильмов и книг, анекдоты, научные факты и т.п.).
Как говорится, «я не помню тот момент, с которого я не помню». Именно со свойства забывать специалисты советуют начать тренировку памяти. Для начала вас попросят назвать случаи, когда вы не могли вспомнить ту или иную информацию. (Например, вы запамятовали объем продаж при переговорах с поставщиком.) После этого вам нужно будет самостоятельно проанализировать причины исчезновения этих данных из памяти. Это может быть шум на рабочем месте, текущая перегруженность информацией, переутомление, более сложные психологические обстоятельства личного характера. Далее будет легче преодолевать забывчивость, занявшись устранением ее причин. Потом можно приступать к тренировке памяти, для чего также разработано множество методов: запоминание порядка расположения слов или чисел в списке; установление связи между именами и фамилиями и пр.


Аналитическое мышление. Этот навык помогает устанавливать взаимосвязи и аналогии между предметами и событиями. В детстве развитию логики способствует изучение арифметики и геометрии, в зрелом возрасте можно обратиться к другим методам. Например, время от времени решать ребусы и другие головоломки. Очень интересен метод нахождения логических ошибок – типичных, которые не позволяют принимать логически правильные решения (например, «необоснованное обобщение» на почве одного-двух случаев, «эмоциональный аспект» или «суеверное поведение»).
Наивысшая ступень развития логического мышления – самостоятельное выстраивание логической цепочки событий. Так, если на тренинге по развитию креативных навыков вашему коллективу предложили написать сюжет детективной истории и он с этим отлично справился, вы по праву можете им гордиться и ожидать от его работы существенных результатов.


Вербальные навыки связаны со способностью формулировать и аргументировать мысли. Их значение проявляется каждый раз, когда возникает необходимость общения с поставщиками, клиентами, партнерами, СМИ. Чтобы развивать в себе такие навыки, нужно много читать, выступать с речами и докладами, можно повторять фразы на неизвестном ино­стран­ном языке, разгадывать языковые головоломки, заучивать скороговорки, играть в города и в слова, подбирать рифмы и составлять каламбуры. Также в корпоративных целях коллектив обучается речевым приемам, наиболее благоприятным для ведения внутренних коммуникаций, переговоров и обслуживания клиентов.


Творческое мышление. Люди, у которых эта способность выражена ярко, всегда находят множество оригинальных вариантов решения одной и той же задачи. Творческие люди имеют «расширенное», не ограниченное логическим мышлением восприятие процессов, они легко подбирают интересные ассоциации, например: цвета – со звуком, конкретной ситуации – с крылатым выражением, коллеги – с героем кинофильма. Кроме того, творческое мышление подразумевает умение оперативно переключаться с одной мысли на другую. Чтобы разбудить творческое мышление, можно прибегнуть, скажем, к методу обобщения. Взгляните на проблему сверху – постоянную потерю документов, к примеру, можно объяснить неправильной организацией контроля. Противоположный метод – детализация – предполагает средоточение внимания на мелких составляющих проблемы. Пользуясь методом «поиска аналогий», можно найти проблему, подобную (или противоположную) вашей, сопоставить пути их преодоления, после чего вывести свой, новый способ решения.


Интуиция. Один из популярнейших методов стимуляции творческого мышления – развитие интуиции. Пробудить и задействовать интуицию можно с помощью такого метода, как «поиск детского решения»: по возможности максимально отключив логику, сознание, багаж знаний и опыта, подходить к решению задачи с детской непосред­ственностью – какого бы высокого уровня ни была задача.

Методов развития креативного мышления и поиска нестандартных решений возникающих вопросов – огромное множество, однако в реальной жизни, в каждом конкретном случае, наилучшим образом срабатывает не какой-то один, а удачное их комбинирование.


ТВОРЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Как развить в себе креативность: упражнения для руководителя

Креативный коллектив начинается с творческого руководителя. Однако у большинства менеджеров не хватает времени на то, чтобы развивать свои креативные навыки. Но есть простые и действенные инструменты, которые помогут стать более креативным в самые сжатые сроки.

Руководитель, желающий улучшить свои креативные навыки, может воспользоваться рядом упражнений. Они подойдут и для подчиненных, чтобы те самостоятельно повышали свой творческий потенциал.


Упражнение 1. Случайный объект
Сформулируйте проблему, которую вы хотели бы решить – реально существующую в компании (например, выбор дизайна для нового продукта) или более широкую и абстрактную (скажем, как снизить уровень загрязненности окружающей среды). Откройте словарь или любую книгу и выберите первое попавшееся существительное. Желательно, чтобы оно обозначало предмет, который можно увидеть и потрогать, а не абстрактное понятие. Попробуйте придумать, как с помощью этого предмета можно было бы решить вашу проблему. При этом можно руководствоваться такими вопросами:

  •  По какому принципу работает случайно выбранный объект? Что будет, если применить этот прин­цип к вашей проблеме? 
  •  Каковы характеристики этого объекта? Какие функции он выполняет? Как можно было бы использовать его характеристики и функции для решения вашей проблемы? 
  •  Какими преимуществами обладает этот объект? Как можно было бы их перенять?
    Можно дополнять список любыми вопросами – лишь бы они натолкнули вас на нужную идею.

Записывайте все мысли, которые приходят вам в голову, а когда они исчерпаются, проанализируйте каждую.
Если случайно выбранное вами слово кажется неподходящим, не стоит сразу же искать другое. Ведь смысл упражнения заключается в том, чтобы стимулировать воображение, а лучше всего это удастся, если слово будет действительно неожиданным. Важно также стараться придумывать абсолютно новые идеи, избегая аналогов уже известных вам способов применения случайного объекта.

 

 

 

 

 


Упражнение 2. Случайный рисунок
Известная и весьма полезная модификация предыдущего упражнения. Посмотрите на любую картинку: фото в журнале, иллюстрацию в книге. Определите идею, воплощенную художником, и подумайте, как с ее помощью можно решить стоящую перед вами задачу. Постарайтесь увидеть в изображенных предметах, их расположении, цветовом решении и т.д. что-либо, напомина­ющее вашу проблему и наводящее на мысль о том, как можно ее решить. Задайте себе такие вопросы:


 Что изображено на рисунке? Какие события, предметы? 

  •  Какую ситуацию (состояние) отражают изображенные предметы (люди)? Из чего это видно? 
  •  По какому принципу создан рисунок? Как можно было бы применить его для решения вашей проблемы?


Упражнение 3. Поиск и подражание
Суть упражнения заключается в том, чтобы поискать решение проблемы, отдаленно напоминающей вашу, в абсолютно иных сферах (любых, вплоть до детских игр, диетического питания, фокусов и т.д.), а затем попытаться модифицировать это решение и адаптировать его к вашим потребностям. В рамках этого упражнения полезно ответить на ряд вопросов:

  • Какие похожие проблемы я могу сформулировать? 
  •  В каких областях стоило бы искать решение подобных проблем? 
  •  Занимался ли кто-нибудь из моих знакомых решением аналогичных задач? 
  •  Как были решены подобные проблемы? Что из этих решений можно применить в данном случае?


Упражнение 4. Факт под сомнением
Вспомните любой широко известный факт (к примеру, научный) и предположите, что он не верен. Вам не нужно пытаться это доказать, ваша задача – проанализировать, как изменился бы бизнес (или ваша жизнь) в таком случае. Какие появились бы возможности и преимущества? Какие идеи удалось бы реализовать с выгодой для себя? Не сдерживайте полет фантазии – придумывайте и фиксируйте на бумаге самые смелые идеи. Большая их часть наверняка не пригодится вам в реальном бизнесе, но вполне вероятно, что какая-то окажется полезной в будущем.


Упражнение 5. Мечтать не вредно
Определите для себя проблему – из бизнеса или повседневной жизни. Подумайте, какое ее решение было бы идеальным? Представьте себе, что вам удалось воплотить его в жизни. Ответьте на такие вопросы:

  • Что произошло с проблемой? 
  •  Какие последствия повлекло за собой такое решение? 
  •  Что нужно делать дальше?
    А теперь подумайте, какую часть идеального решения можно было бы воплотить в реальности, как именно, и что для этого понадобится? Размышляя таким образом, вы найдете оптимальное решение многих проблем.


Упражнение 6: Аналогии
Цель упражнения – научиться выискивать самые неожиданные аналогии, обосновывать их и получать интересные идеи. Для этого нужно спросить себя (пока не задумываясь об идеях, которые могут возникнуть):

  •  Что напоминает мне та или иная ситуация (проблема)? 
  •  Где в жизни я сталкивался с похожими ситуациями? В каких сферах?


Сформулировав аналогию, попробуйте перенести функции аналога на рассматриваемый объект (решаемую проблему). Например: смена колес похожа на зашнуровывание ботинок. Мы завязываем шнурок, когда чувствуем, что он развязался, и меняем колесо, когда замечаем, что оно спустило, – в обоих случаях устраняем помехи дальнейшему движению. Как решить проблему с колесом? Один из вариантов – установить в кабине датчик, который оповещал бы водителя о возникшей проблеме с колесом.

Для развития собственных креативных навыков стоит также воспользоваться следующими рекомендациями: 

  •  Каждый день выделяйте хотя бы несколько минут на то, чтобы замечать мелочи. Например, остановитесь на пару секунд в магазине перед заинтересовавшей вас вещью и подумайте, чем она вас привлекла и как использовать эту информацию в вашем бизнесе. 
  •  Создавайте «банк идей» – записывайте все идеи, которые приходят вам в голову. Ими можно будет заняться позднее, а если вы не зафиксируете их сразу же, то велика вероятность того, что больше они не посетят вас. Периодически пересматривайте этот список. Не вычеркивайте идею, даже если вы ее реализовали, – она может вам еще пригодиться. Подумывайте, как адаптировать ту или иную идею к различным ситуациям, и старайтесь найти для нее несколько способов применения.
  • Учитесь задавать правильные вопросы – как себе, так и подчиненным. Зачастую качество идей зависит от того, как сформулирован вопрос. Полезно научиться разбивать вопрос на несколько частей, чтобы получать в ответ максимально полную информацию и как можно больше идей. 
  •  Если вам нужно найти решение серьезной проблемы, не пытайтесь сделать это наскоком, за один раз. Дайте идеям время родиться. Сделайте перерыв, а затем с новыми силами приступайте к поиску.

    Руководитель, от которого исходят «креативные флюиды», способен заразить творчеством даже самых ленивых сотрудников. А со временем – превратить свой коллектив в настоящую команду креативщиков. Так стоит ли экономить на творческих тренировках?


>ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ

1. Индивидуализм
Креативность можно развивать в себе и самостоятельно, однако генерирование наиболее продуктивных идей происходит, как правило, при общении с другими людьми. Поэтому имеет смысл почаще устраивать креативные совещания с подчиненными и коллегами с целью совместного обсуждения текущих проблем и поиска нестандартных решений.

2. Креативность на словах
Если руководитель хочет, чтобы подчиненные проявляли инициативу и сами предлагали идеи, он должен подкреплять свои слова действиями. Ведь если людям постоянно говорят о важности развития творческих навыков, а на деле оказывается, что рабочего времени на это не выделено и нет никакой системы поощрений, то едва ли стоит ожидать положительных результатов.

3. Креатив для избранных
Нередко на сессиях мозгового штурма и тому подобных групповых встречах руководитель, выполняющий роль модератора, допускает ситуацию, когда с идеями выступают один-два сотрудника, остальные же отмалчиваются. Причем очень часто инициативные подчиненные просто не дают высказаться другим. Руководителю необходимо пресекать такое доминирование. Ведь цель встречи заключается не в том, чтобы кто-то из подчиненных продемонстрировал свою креативность и тем самым заработал «очки», а в том, чтобы найти решение проблемы. Руководитель должен следить за тем, чтобы слово было предоставлено всем желающим, и не допускать резкой критики предлагаемых идей.

4. Игра без правил
Креативность, как считают многие, не приемлет никаких ограничений. На самом же деле любая коллективная встреча, нацеленная на поиск творческого решения проблемы, должна начинаться с ознакомления участников с правилами. Эти правила могут отличаться в зависимости от того, какой метод вы используете, и их обязательно нужно озвучить. Иначе руководитель в итоге получит не только нулевой результат (отсутствие идей), но и ухудшение атмосферы в коллективе.

5. Единственный инструмент
Некоторые руководители, освоив одну-единственную технику генерирования идей (к примеру, мозговой штурм), используют во всех случаях только ее. Но любой метод, даже очень успешный в одной ситуации, в другой может не дать столь высоких результатов, а то и вовсе оказаться неэффективным. По­этому руководителю нужно постоянно пополнять свой арсенал и применять тот или иной инструмент в зависимости от специфики проблемы.

6. Повторение пройденного
Многим руководителям знакома ситуация, когда на совещании сотрудники, вместо того чтобы предлагать оригинальные идеи, повторяют одни и те же мысли. Это может означать, что руководитель поставил перед подчиненными слишком широкую проблему. Необходимо разбить ее на части и по­следовательно обсудить каждую. Возможно, стоит сделать небольшой перерыв, а затем применить другую креативную методику. Среди прочих, руководителю нужно также задать себе такие вопросы: правильно ли сформулирована цель совещания; донесена ли она до подчиненных; была ли предоставлена сотрудникам вся необходимая информация?


>>ЧТО ПОЧИТАТЬ?

 

 Michael Michalko
«Thinkertoys: A Handbook
of Creative Thinking Techniques»
Ten Speed Press – 352 p.

В книге собраны десятки методик и упражнений по развитию креативности. Вот некоторые из них:

  • Цветок лотоса. Мы часто придумываем идеи слишком масштабные, чтобы их можно было реализовать. В результате они попросту забываются или откладываются. Чтобы избежать подобной ситуации, стоит поступить так: записать в центре листа четкую формулировку идеи, нарисовать вокруг нее побольше кружков и вписать в них элементы, на которые эту идею можно разбить, и дробить исходную идею до тех пор, пока не увидите конкретные возможности для реализации мини-идей.
  • Заглянуть в будущее. Цель упражнения – научиться придумывать как можно больше вариантов развития событий и максимально их детализировать. Для каждого из этих сценариев надо предусмотреть конкретные действия, которые можно предпринять.
  • Сонные идеи. Поставьте будильник на полчаса раньше, чем обычно. Это позволит вам проснуться, но еще какое-то время находиться в сонном состоянии. Проснувшись окончательно, постарайтесь восстановить в памяти свой сон с максимально возможным количеством деталей. Запишите все, что вам удалось вспомнить, и все идеи, которые пришли вам в голову. Иногда таким образом можно натолкнуться на удачные решения даже весьма непростых проблем.


 

Tom Kelley, Tom Peters
«The Art of Innovation:
Lessons in Creativity from IDEO, America’s Leading Design Firm»
Currency – 320 p.

Авторы предлагают читателям поучиться у известной дизайнерской компании IDEO методам и приемам, помогающим генерировать идеи и воплощать их в жизни. Хотя стороннему наблюдателю порой кажется, что фирма действует хаотично, на самом деле, чтобы идея родилась и реализовалась, ее инициатор должен действовать по четкому алгоритму:
1. Понять закономерности и тенденции развития рынка, исследовать потребности клиента, получить информацию о применяемых технологиях. Сформулировать проблему и ограничения, препятствующие ее решению.
2. Понаблюдать за людьми в реальной ситуации, чтобы понять, что им нравится, а что – нет и каковы их скрытые потребности.
3. С помощью мозгового штурма найти и визуализировать возможные решения проблемы – идеи для новых товаров и услуг. Иногда нужно создать прототип продукта и снять видеоролик, демонст­рирующий его использование.
4. Оценить прототип и усовершенствовать в случае необходимости. Иногда требуется целая серия изменений и создание нескольких десятков прототипов, для оценки которых привлекаются не только разработчики и сотрудники других отделов, но и люди со стороны: клиенты, эксперты и т.д. Наблюдение за тем, как они тестируют прототип (что им нравится, а что кажется непонятным), может натолкнуть на новые идеи.
После этого можно приступать к коммерциализации прототипа.
Этот алгоритм используется для поиска идей и создания продуктов любой сложности – от детских игрушек до интернет-магазинов.

 


«Креативное
мышление в бизнесе»
(Классика Harvard Business Review)
Альпина Бизнес Букс – 228 с.

Книга состоит из нескольких статей на темы, связанные с креативностью. Автор одной из них утверждает, что мыслить креативно может только человек, обладающий такими свойст­вами:

  •  Компетентность. Если у сотрудника недостаточно знаний по данной теме, он не сможет придумать стоящую идею.
  • Мотивированность. Если человеку не интересна стоящая перед ним задача, то скорее всего денежные стимулы не помогут ему придумать нестандартные идеи. И наоборот – личная заинтересованность в решении проблемы нередко стимулирует сотрудника к поиску необычных путей ее решения – даже при отсутствии материальной мотивации. 
  •  Творческое мышление. Если человек лишен этой способности, он не сможет генерировать идеи, которые действительно приведут к решению проблемы.

Руководитель может влиять на любой из трех «компонентов креативности» своих подчиненных. Чтобы это влияние было позитивным, нужно:
– четко формулировать задачу и правильно распределять обязанности между сотрудниками;
– предоставлять подчиненным свободу дей­ствий;
– выделять необходимые ресурсы, в том числе временные (например, очень негативно влияют на креативность сжатые сроки);
– правильно сформировать рабочую группу, которая будет решать творческие задачи, – у всех входящих в нее сотрудников должны быть сходные мотивы и стили мышления, но при этом они не должны быть полными «копиями» друг друга.

 

Томас Вильгельм
«Творческий процесс:
методика креативности
из пяти шагов»

По мнению автора, любой творческий процесс можно разделить на пять этапов:
1. Определение проблемы и фиксация ее в письменном виде. Формулировка должна быть конкретной, но в то же время не привязанной к цифрам.
2. Детализация проблемы. Нужно записать все, что известно о проблеме, попытках ее решения и причинах их неудач.
3. Креативный прыжок. На этом этапе необходимо использовать всевозможные методы поиска идей. Если же приемлемая идея не появляется – собирайте дополнительную информацию или просто сделайте небольшой перерыв.
4. Оценка идей. Все зафиксированные идеи нужно проверить с помощью контрольных во­просов: 
Реализуема ли идея и при каких условиях?

  •  В чем ее преимущества? 
     
  • Каких ресурсов и в каком объеме она потребует? 
  •  Каковы последствия ее реализации? 
  •  Какие недостатки есть у этой идеи, и как можно их устранить? 
  •  Кого нужно привлечь к ее реализации?
    На основании ответов нужно выбрать ту идею, которая будет оптимальным решением проблемы.

5. Продажа идеи коллегам и руководству. Необходимо обдумать заранее, на что будет направлена критика и как на нее реагировать. Сделайте акцент на том, какие преимущества обеспечит ваша идея и какие негативные по­следствия могут возникнуть в том случае, если она не будет реализована.

 

Оценить статью
 
 
Оставить комментарий
Имя:
Комментарий:
Ваш логин

Пароль

Регистрация